Заметки на полях

Продолжаю изучать книжку Сьюзен Сарбэк:

***
Красоту картины создают не технические уловки, и не детали, а правильно подобранные сочетания цветов.

***
Чтобы оценить перспективу сцены нужно взглянуть на все окружающее пространство, не замыкаясь рамками картины. Сравните темные цвета скаким-нибудь темным предметом - например, ручкой мастихина, - вы сможете легко увидеть распределение светотени на темных участках картины. Точно так же можете увидеть распределение светотени на светлых участках картины, сравнивая их цвета с каким-нибудь белым предметом.

***
Добиться нужного цвета часто можно не за счет исправления самого цвета, а за счет внесения нужных поправок в цвет окружающих предметов.

***
На втором этапе: Вместо того, чтобы пытаться смешать нужный цвет на палитре, старайтесь думать о том, какую краску лучше всего добавить к уже существующему на холсте цвету.

***
На третьем этапе: По-настоящему реалистичной картину делает не масса мелких деталей, а умение художника передать тонкие оттенки цвета и тона внутри каждой маасы, - именно они и создают формы!

***
Четвертый этап: Если использовать только четкие края, то изображение станет плоским, на картине теряется ощущение движения, глубины и пространства.

***
Жесткие края - используются в фокальной точке картины или рядом с ней.
- используются на границах масс, резко контрастирующих по температуре (теплый-холодный) или тону (светлый-теплый)
- сразу привлекают внимание зрителя к определенному участку картины
- делают предмет плоским
Мягкие края - Размытые - плавно сливаются с цветом прилегающего предмета или фона
- зритель не фокусирует свое внимание на очертаниях предмета, но воспринимает свет, пространство, движние предмета или движения вокруг предмета
- облегчают переходот одного участка картины к следующему
- никогда не используются в фокальной части картины
Мягкие края - Разбитые края - края описаны пунктирной линией
- встречаются при описании растительности и больших водоемов
Мягкие края - Полутени - переходная стадия от глубокой тени к ярко освещенной поверхности
- дальние края отбрасываемых теней
- иногда проявляются в виде "двойного края"
- такие края помогают отделить отбрасываемые тени от твердых предметов
Мягкие края - Ореолы - световой эффект, светящийся ободок вокруг краев светлого или яркого предмета, расположенного на темном фоне
- создается веерообразными пучками света, отраженного светлым предметом на темный фон
- придает светлому предмету объем
Потерянные края - невозможно рассмотреть между формами
- создают ощущение глубины пространства, дымки, мглы, тумана
- их используют там, где хотят достичь плавного перехода между различными цветовыми массами
- когда рядом друг с другом располагаются схожие по цвету и тону массы

***
Чем больше смешиваются краски, тем темнее и приглушеннее они становятся!

***
Тень в натюрморте или пейзаже состоит из:
- цвета предмета, который отбрасывает тень
- цвета предмета, на который отбрасывается тень
- цвет проникающего света

***
Тень, отбрасываемая непрозрачным предметом:
- темная у основания предмета
- при удалении от предмета тень становится светлее
Тень, отбрасываемая полупрозрачным предметом:
- светлее у основания
- к краям становится темнее
Тень, отбрасываемая прозрачным предметом:
- узор, состоящий из пятен рассеянного света
- пятна располагаются в непредсказуемой последовательности

***
Исключения из общих правил всегда придают картине дополнительную свежесть!

***
"Дайте возможность цвету самому творить форму, а не рисуйте форму, чтобы закрасить её..."

***
Сильная композиция не только привлекает внимание, но и удерживает внимание зрителя. он погружается в картину.

***
Для художника содержание "сцены" всегда вторично по отношению к эффектам светотени, формам, углам, цветам и узорам.

***
В солнечный день всегда выбирайте "сцену", где 60 и более процентов находится в тени!
В пасмурный день выбирайте "сцену", где есть сильные контрасты тона и цвета.

***
Чем меньше масс, тем сильнее и эффектнее получится картина.

***
Стремитесь к тому, чтобы общее количество масс в картине было не более семи.

***
Композиционные узоры и их влияние:
- горизонтальный узор успокаивает
- вертикальный узор активен
- диагонали придают динамику
- S-образные фигуры отличаются плавностью и изяществом
- окружности придают композиции законченность
- треугольник придает композиции законченность

***
Советы по рисованию пейзажа:
- "массы", которые освещены ярким летним солнцем, можно окрашивать в самые яркие и чистые цвета, которые потом будут придавать картине мягкое сияние
- если хотите сохранить в картине ощущение солнечного света, то начинайте с подмалевка, сделанного яркими чистыми цветами, даже если они вам кажутся слишком кричащими!

***
Советы по рисованию воды:
- если вода освещена прямым солнечным светом, то сделайте подмалевок теплым цветом
- если вода находится в тени или день пасмурный, то подмалевок делайте холодным цветом

***
Советы по рисованию этюдов с водой и сушей:
- в солнечный день цвет суши всегда насыщенней и контрастнее, чем его отражение в воде
- отражения освещенных солнцем предметов в воде выглядят более приглушенными, темными и холодными
- отражения находящихся в тени предметов в воде выглядят более приглушенными, светлыми и холодными

***
Тональность картины:
Перед рассветом солнечного дня - небо окрашено теплым светом, но все остальное в тени. Подмалевок неба теплым цветом, а все остальное - холодным. В картине не очень яркие и приглушенные краски, но используется весь спектр красок.
Восход солнечного дня - краски становятся особенно яркими, почти кричащими.
Раннее утро солнечного дня - (через час после восхода) солнечный диск отражается в воде. Ярких красок осталось мало. Большинство угасло,став приглушенней, смешавшись с приглушенными спектральными цветами. Однако эти краски остаются сияющими по сравнению с окружающими, остающимися в тени, цветами.
Солнечный полдень - чистые краски и сильные цветовые контрасты.Тени мнимальные.
Закат солнечного дня - цвет освещенных масс густой и теплый. Подмалевок воды сделан ярко-розовой краской, зеленых деревьев - ярко-красной, травы на переднем освещенном плане - ярко-желтой. Горячие цвета передают атмосферу сухого дня.
Сумерки солнечного дня - большая часть картины погружается в тень. Последние яркие желто-оранжевые и приглушенные оранжевые краски дня плавно сливаются с пурпурным цветом дальних холмов.
Пасмурные дни - краски холоднее, цвета могут выглядеть размытыми и приглушенными
Туманный день - много белого цвета, остальные краски чистые или приглушенные, но присутствует весь спектр цветов. Краски становятся светлее, а контрасты цвета и тона празмытыми и слабыми. Подмалевок сделан только холодным цветом.
Облачный день - подмалевок сделан разными по цвету холодными красками, как и туманным днем. Но краски более яркие и контрасты сильнее.
Дождливый день - здесь полный спектр цветов, хотя они все холодные, темные и приглушенные.
Дымка - меньше контрастов, края выглядят холоднее и мягче, чем в солнечный день.
Низкая влажность - четкие жесткие края, сильные контрасты, очень яркие цвета
Высокая влажность - края мягче, а краски холоднее (чем при низкой влажности)

***
Шибуи - "совершенная красота" или "жестокое совершенство":
1) Простота
2) Выразительность, или смысловая глубина картины
3) Скромность, или отсутствие у художника выделить или подчеркнуть своё "я"
4) Умиротворенность, или спокойствие, ясность, невозмутимость
5) Спонтанность, или ощущение достоверности
6) Связь с окружающим миром, или умение художника увидеть красоту в самых обычных предметах
7) Несовершенство, или правдивое изображение жизни без попытки приукрасить её или скрыть её темные стороны

Вот, теперь всё! Приступим к обдумыванию :)
А нас этому в инсте учили...
А что за книжка?
Ага, нас тоже "учили". Как в том анегдоте - "плавать научатся, тогда воду пустим"...
Книжка "Проблемы передачи света и цвета. Рисуем маслом и пастелью"